Знакомства
Искать
Возраст От до
Онлайн
Только с фото
Пользователи Онлайн

Последние комментарии

Выбор шаблона
Архивы
Сентябрь 2017 (164)
Август 2017 (184)
Июль 2017 (194)
Июнь 2017 (194)
Май 2017 (250)
Апрель 2017 (278)
» Тексты » History » Педагогическая система А.С.Макаренко


Педагогическая система А.С.Макаренко
[забытая история]


Макаренко - гениальный педагог. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Педагогическая система А.С.Макаренко


А.С. Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Макаренко - мог. Он достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание - легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком.


Сегодня, в наши дни, по данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.


Из доклада председателя Комитета защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов города Москвы В.Ш.Семёнова в Академии труда и социальных отношений от 1 июля 1999 г. Несколько лет спустя (или просто при более точном подсчёте) обнародованы ещё менее радужные данные: «Генеральная прокуратура России проводила исследование … как сложилась судьба выпускников детских домов. Статистика была шокирующей. Сорок процентов практически сразу попали в тюрьму, ещё сорок ушли в криминал, десять процентов покончили с собой и только одна десятая смогла устроиться в жизни, найти нормальную работу, создать семью». Ссылка. Эти же цифры неоднократно приводил​ в своих выступлениях депутат ГосДумы от КПРФ Смолин О.Н.


Для сравнения напомним, что среди почти 3000 воспитанников коллективов под рук. А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми». Близких достижений удалось добиться ученикам и продолжателям подходов А. С. Макаренко Семену Калабалину и его жене Галине Константиновне (только коллективы под их руководством выпустили в свет около 7000 человек), А. Г. Явлинскому и др.


При всех своих педагогических успехах А.С. Макаренко официальной педагогикой того времени не признавался, одним из ярых его противников была Н.К. Крупская. Несмотря на то, что с беспризорностью так и не могли справиться, в 1928 году метод Макаренко был запрещен к использованию. Резолюция звучала как приговор: "Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская". Колонию отстояли с помощью Максима Горького, который приехал на встречу с воспитанниками колонии им. М.Горького. Отзыв Горького о колонии и Макаренко: "Он суровый по внешности, малословный, с большим носом, с умными и зоркими глазами. Похож на военного. Всюду поспевает, все видит, знает каждого из колонистов, которые производят странное впечатление благовоспитанных". Именно Максим Горький, используя свое влияние среди руководства ОГПУ, спас Макаренко, сделав его штатным сотрудником ГПУ и дав его в новую колонию, теперь уже им. Дзержинского. Новая коммуна не получила за время своего существования практически ничего от государства. Коммуне помогали чекисты, отдавая часть своего жалования, но этого хватало только на половину потребностей. В первые годы коммуна переживала очень большую нужду. Были моменты, когда в течение дня ели один хлеб. Но уже через 3 года коммуна отказалась от помощи чекистов, и на свои собственные деньги начала строить завод электроинструментов, первый в стране.


Как всего этого добивался А.С. Макаренко? Излагая свое кредо, в числе важнейшего пункта Антон Семенович настаивал на разработке технологий воспитывающего воздействия. Он писал:


"Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине.

Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления, требующие большой изобретательности и полета человеческого гения. А для Всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим партачам: "У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебок и шкурник. Уплатите, будьте добры, из вашего жалованья". - Почему у нас нет никакой науки о сырье, и никто толком не знает, что из этого материала следует делать — коробку спичек или аэроплан?"


Кроме технологичности, к важнейшим пунктам педагогической системы Макаренко мы бы отнесли четыре пункта: Дело. Ядро коллектива. Самоуправление. Формат.


Дело. Колонисты имели реальное дело, которое их и кормило, и дисциплинировало. Вначале колонисты обустроили свое натуральное хозяйство просто чтобы себя прокормить, позже занялись серьезным производством. Построив свой завод (меньше чем за год), воспитанники стали выпускать электродрели, позже освоили производство фотоаппаратов «Лейка». Фотоаппарат «Лейка» - это 300 деталей с точностью до 0,001 мм, для тех времен это абсолютно инновационное производство. Производство в коммуне было не просто рентабельно, а высокорентабельно: коммуна отдавала государству как свою прибыль 4,5 млн. руб. в год. Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя, младших членов коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, обучавшимся в ВУЗах, откладывали деньги на сберкнижки для накопления средств к моменту выхода из коммуны, содержали оркестр, театр, оранжерею цветов, организовывали походы и другие культурные мероприятия. А главный смысл в том, что дело формировало личность: в 16-19 лет дети уже становились мастерами и начальниками производства.


Ядро коллектива. Колонистов воспитывал не воспитатель в режиме ручного управления, а ядро коллектива в автоматическом режиме. Авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии, как ядро коллектива - выполняли роль "закваски", которая пропитывала вновь прибывших колонистов, оказывались той мясорубкой, которая средствами, доходчивыми для подростков, перемалывала новеньких и делала их частью системы. Дети доносили друг до друга новые правила жизни на своем языке, Макаренко лишь сдерживал их, чтобы они оставались в цивилизованных рамках.


"Если же это человек трудный, который мне не верит, против меня настроен, недоверчиво ко мне относится, я с тем разговаривать не буду. Я соберу старших, вызову его и в самом официальном, приветливом тоне буду с ним говорить. Для меня важно не то, что я говорю, а как другие на него смотрят. Он на меня поднимает глаза, а на товарищей боится смотреть. Я говорю: "А дальше товарищи тебе расскажут". И товарищи расскажут ему то, чему я их раньше научил, а он будет воображать, что это они сами придумали. («Проблемы школьного советского воспитания»).


Разновозрастные отряды - тот же ход, когда маленькие получали защиту от старших "корешей", а кореши вставляли им новые понятия по жизни.


Самоуправление. Если нет дела и нет здорового ядра коллектива, самоуправление невозможно и вредно. Если основа коллектива здоровая, самоуправление его укрепляет и оттачивает, оказываясь школой лидерства и руководства.


Формат. Макаренко интенсивно вводил и внимательно следил за правилами и ритуалами, которые поведенчески, через тело встраивали в колонистов новые нормы жизни. Встать вовремя, умыться, натереть пол, тем более не плевать на пол - естественно и обязательно. А вот "Не стоять, подпирая стенку - стоять ровно" и "Не толкаться" - вещь уже не очевидная, но именно такие мелочи вырабатывают внутренний стержень личности. Колонисты быстро приучались к военным порядкам, флагам, горнам и ходьбе строем. Когда все идут строем, строится шаг (а это важно), и в коллективе каждый настраивается на каждого.


"Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться целесообразно. Никаких бесцельных движений. И я своим коммунарам говорил: хочется побегать - вон площадка, можно там бегать. Извольте здесь вести себя прилично. Вообще воспитание сдержанности, торможение движений - прежде всего. (из "Коммунистическое воспитание и поведение")".


Макаренко никогда не был гуманистом​​​​​​​, он готов был работать жестко, по мужски, ценил порядок и дисциплину, в том числе армейские порядки.

При виде его детских отрядов, шагающих в ногу с горнами и барабанами, у педагогов в глазах возникал ужас. Методика работала потрясающе эффективно, но педагоги утверждали: "Методы не те!"

Из воспоминаний Г. К. Калабалиной: "Вечером дежурный рапортует: день прошёл благополучно. Проверяющий Калабалину этим рапортом в нос тычет: это отдаёт мистикой! Б-л-а-г-о-о! И находит в этом «преступление». Или отдаёт директор указание воспитаннику, тот ему в ответ: «Есть!» Проверяющий аж весь передёргивается: какое-то военизированное сообщество!" По итогам этих многочисленных проверок выносится вердикт высшей власти: «Калабалина от занимаемой должности директора детского дома освободить и впредь запретить ему занимать должности, связанные с работой с детьми!↑

После смерти Семена Калабалина, любимого ученика А.С. Макаренко, создавшего несколько успешных коммун по его системе, макаренковские коммуны в России исчезли. В том или ином виде система Макаренко работает и поныне, однако внедрению его системы как в России, так и за рубежом мешают по крайней мере два обстоятельства. Первое: система Макаренко предполагает, что дети могут и должны трудиться, а в настоящее время детский труд запрещен. Второе: система Макаренко - допускает жесткие, мужские средства влияния, которые не приемлемы для современной гуманистической педагогики.

Тем не менее, подход Макаренко в наши дни реализуется, как ни странно, в бизнесе, а именно в самых передовых компаниях. Увязка доходов сотрудников с общей прибылью предприятия, воспитание новых сотрудников и приобщение их к корпоративной культуре через ядро коллектива, самоуправление в творческих командах и контроль формата - это золотой фонд современного бизнеса.


Источник:
http://www.psychologos.ru



Автор:Ban Goga1 марта 2017 21:46
avatar

группа:
Администраторы
Публикаций: 4262
Комментариев: 6179
Статус:Оракул


То, что он адаптировал детей с улицы к социальной жизни, давал им ремесло, морально-нравственный стержень - это здорово, но то, что он умудрялся сделать из них счастливых людей - просто потрясающе. Мне кажется, это самое сложное в воспитании.

Зло, берегись!
ICQ: -- |
| Группа: Администраторы | Регистрация: 11.09.2006
Публикаций: 4262 | Комментариев: 6179
Автор:Dev_ice2 марта 2017 02:42
avatar

группа:
Журналисты
Публикаций: 191
Комментариев: 859
Статус:Мудрец


Ban Goga,
но это реально было..этот пост для тех, кто воспитывает и кто "воспитывается"..сейчас основа сгнила "как голова у рыбы", к сожалению..спасибо за хороший первый отзыв.

We Are No Machines
ICQ: -- |
| Группа: Журналисты | Регистрация: 12.04.2010
Публикаций: 191 | Комментариев: 859
Автор:Ban Goga2 марта 2017 03:01
avatar

группа:
Администраторы
Публикаций: 4262
Комментариев: 6179
Статус:Оракул


Dev_ice, я о Макаренко знаю еще как о хорошем писателе - его книги "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях" стоит даже просто как художественную литературу читать.

Зло, берегись!
ICQ: -- |
| Группа: Администраторы | Регистрация: 11.09.2006
Публикаций: 4262 | Комментариев: 6179
Автор:Dev_ice2 марта 2017 03:09
avatar

группа:
Журналисты
Публикаций: 191
Комментариев: 859
Статус:Мудрец


Ban Goga,
знаешь..я тебя люблю еще больше..я не думал, что кого-то это заинтересует..

We Are No Machines
ICQ: -- |
| Группа: Журналисты | Регистрация: 12.04.2010
Публикаций: 191 | Комментариев: 859
Автор:О,Генри2 марта 2017 18:40
avatar

группа:
Главные редакторы
Публикаций: 5376
Комментариев: 8887
Статус:Оракул


Dev_ice,
Ты прав - в инете читать любителей мало.Мы живём в век сжатой информации и кстати не знаешь, что лучше.Можно сказать ещё, что информация должна быть в теме.Как раньше - читали всё подряд, уже не котируется.Главное, что человек делал людей счастливыми. ng_thumbsup

ICQ: -- |
| Группа: Главные редакторы | Регистрация: 5.09.2009
Публикаций: 5376 | Комментариев: 8887
Автор:ojhc20142 марта 2017 19:51
avatar

группа:
Посетители
Публикаций: 0
Комментариев: 1054
Статус:Старожил


Таких выдающихся людей как Макаренко, которые вразрез, которые делали что-то для людей всегда в нашей стране, не любили. Уважаю первых большевиков.Макаренко перечитаю. Красная инквизиция.

ICQ: -- |
| Группа: Посетители | Регистрация: 15.11.2014
Публикаций: 0 | Комментариев: 1054
Автор:lana3 марта 2017 02:33
avatar

группа:
Главные редакторы
Публикаций: 12170
Комментариев: 14197
Статус:Оракул


Великолепная информация. Пока перечитывала, столько мыслей роилось в голове. Хотелось откоментить много фраз и ситуаций. Но это уже получился бы отдельный пост.
А если коротко, то посмотрите что сделали с нашим образованием и воспитанием в наше время. Просто руки опускаются и плакать хочется.

И ещё момент:
к важнейшим пунктам педагогической системы Макаренко мы бы отнесли четыре пункта: Дело. Ядро коллектива. Самоуправление. Формат.

Дело: запрещено!
Ядро: гнилое.
Самоуправление: гнобление слабого.
Формат: При отсутствии нормальных первых трёх пунктов, невероятно сложно получить удовлетворительный формат.

Короче, пусть пару дней пост повисит вначале списка. Может хоть кто то прочитает, заинтересуется и задумается.

ICQ: -- |
| Группа: Главные редакторы | Регистрация: 30.11.2006
Публикаций: 12170 | Комментариев: 14197
Автор:О,Генри3 марта 2017 04:51
avatar

группа:
Главные редакторы
Публикаций: 5376
Комментариев: 8887
Статус:Оракул


lana,
CВетлана ты наивная)))Наш пользователь - это "Хлеб и зрелищ".Навряд ли эта инфо дойдёт до тех - кому в большей степени предназначена ng_cry )))

ICQ: -- |
| Группа: Главные редакторы | Регистрация: 5.09.2009
Публикаций: 5376 | Комментариев: 8887
Автор:ojhc20143 марта 2017 14:55
avatar

группа:
Посетители
Публикаций: 0
Комментариев: 1054
Статус:Старожил


вот именно.Когда я захожу в магазин и что то покупаю, меня спрашивают, что - нибудь еще. Я говорю, хлеба зрелищ и секса.
А с людьми надо работать. в век инфо, давать разумное доброе вечное.Главное просвещать. Если путь прорубая, отцовским мечом, ты солёные слезы на ус намотал, если в жарком бою испытал что почем, значит нужные книги ты в детстве читал . см Фильм "Стрелы Робин Гуда" песня Высоцкого " Баллада о борьбе"

ICQ: -- |
| Группа: Посетители | Регистрация: 15.11.2014
Публикаций: 0 | Комментариев: 1054
Автор:Dev_ice3 марта 2017 16:55
avatar

группа:
Журналисты
Публикаций: 191
Комментариев: 859
Статус:Мудрец


ojhc2014,
Основной источник информации - интернет. Так почему бы и даже на развлекательном портале как Клопп не размещать и полезную информацию, тем более ее и так тут немало. Это как реклама на сайтах, вроде и не нужна особо тебе, а глаза читают. Понятно, что бо'льшая часть за "Хлеба и зрелищ", но и другая часть ведь тоже существует)

We Are No Machines
ICQ: -- |
| Группа: Журналисты | Регистрация: 12.04.2010
Публикаций: 191 | Комментариев: 859
Автор:ojhc20143 марта 2017 20:48
avatar

группа:
Посетители
Публикаций: 0
Комментариев: 1054
Статус:Старожил


Во все времена,побеждали страны с жесткой воинской дисциплиной.
Где войнов начинали тренировать рано и готовили к труду. Война это тяжелейший труд.В России всегда был уважаем человек с ружьём, поэтому и готовили кадетов кадетские корпуса,при советской власти, суворовские и нахимовские училища.Макаренко в своих коммунах тоже готовил детей к труду с измальства, на войне выживают изобретательные и умелые.

ICQ: -- |
| Группа: Посетители | Регистрация: 15.11.2014
Публикаций: 0 | Комментариев: 1054
Автор:Dev_ice3 марта 2017 22:38
avatar

группа:
Журналисты
Публикаций: 191
Комментариев: 859
Статус:Мудрец


ojhc2014,
Воинская и трудовая дисциплина играет огромную роль, но это далеко не главное. Это методика. Достаточно вспомнить, из-за чего многие индейские племена полностью канули в небытие, подарив свои земли колонистам. Я уверен, что у них было и приобщение к труду с малых лет, и к воинским навыкам - иначе там не выжить. И племен было много. К сожалению, все закончилось очень печально для них. Должна быть "здравая" голова, чтобы управление хвостом имело смысл. К сожалению, система Макаренко была где-то в середине..как маленькая рыбка, которую поглотила рыба побольше.
И очень обидно то, что сейчас голова не может положительно повлиять на работу хвоста..вот и остается одно - хоть как-то действовать из желудка.

We Are No Machines
ICQ: -- |
| Группа: Журналисты | Регистрация: 12.04.2010
Публикаций: 191 | Комментариев: 859
Автор:О,Генри4 марта 2017 03:47
avatar

группа:
Главные редакторы
Публикаций: 5376
Комментариев: 8887
Статус:Оракул


Dev_ice,
Эта информация, как старый забытый музыкальный хит, слушаешь и ностальгируешь.

ICQ: -- |
| Группа: Главные редакторы | Регистрация: 5.09.2009
Публикаций: 5376 | Комментариев: 8887
Автор:ojhc20144 марта 2017 18:41
avatar

группа:
Посетители
Публикаций: 0
Комментариев: 1054
Статус:Старожил


Грустно братцы, голове без плеч, тяжко телу коль оно безглаво.
( текущий момент)

ICQ: -- |
| Группа: Посетители | Регистрация: 15.11.2014
Публикаций: 0 | Комментариев: 1054
Автор:Алех5 марта 2017 23:17
avatar

группа:
Посетители
Публикаций: 0
Комментариев: 22
Статус:Новичок


все идет от воспитания общества.. куда идем?

ICQ: -- |
| Группа: Посетители | Регистрация: 5.03.2017
Публикаций: 0 | Комментариев: 22
Автор:ojhc20141 апреля 2017 22:53
avatar

группа:
Посетители
Публикаций: 0
Комментариев: 1054
Статус:Старожил


Мы в город изумрудный идем дорогой трудной, дорогой не прямой

ICQ: -- |
| Группа: Посетители | Регистрация: 15.11.2014
Публикаций: 0 | Комментариев: 1054

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.





Лучшие курсы валют Томских банков от banki.tomsk.ru